Заказать обратный звонок

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА О ШКОЛЕ Языковой тренинговый центр "Свобода Слова"

7 200 руб./мес.
76.5 Базовый рейтинг schoolrate
Александр КУРОХТИН, 02.10.2024 16:11 Зам. начальника управления организации экпертизы проектной документации инженерных в строительной отрасли, преподаватель МГУ

Мы давно знакомы с языковой школой Свобода Слова. Основная специализация школы - проведение выездных интенсивов по изучению английского языка. На этот раз представители школы пригласили SchoolRate посетить выездной интенсив в доме отдыха «Комплекс отдыха Бекасово». Я поехал туда на 7-ой из 8 дней программы, провел там полдня, посмотрел многие аспекты этого мероприятия, постараюсь лаконично и по делу описать увиденное.

Методика

Меня встретил Алексей, старший методист. Правда представился он Маркусом. На секунду я подумал, что это некая имитация “носителя”, но потом Маркус (примем именно это имя) пояснил мне, что в школе введены ник-неймы для всех - от тренеров до учащихся. Это любопытная “фича”.
Маркус поделился, что основная задача ник-нейма - избавить человека от страха сделать ошибку, потому что во взрослом возрасте страх ошибиться гораздо сильнее, чем в детстве, и чем старше мы становимся, тем больше мы стараемся отодвинуть вероятность "ударить в грязь лицом".
Также у многих взрослых есть убеждение, что сначала надо "выучить" язык, а потом на нем разговаривать (срабатывает синдром отличника). Свобода Слова напоминает, и я полностью с этим согласен, что выучить язык невозможно, потому что язык - не академическая наука, а средство общения, он постоянно развивается и, соответственно, меняется. На языке можно научиться разговаривать и далее его совершенствовать в соответствии со своими жизненными потребностями. Таким образом, ник-нейм позволяет убрать языковой барьер. Потом я на полном серьезе увидел, что взрослые люди обращаются друг к другу под вымышленными именами, никто не смеется, не ехидничает. Пока человек живет в этом доме отдыха и проходит обучение-интенсив, участники дают себе разрешение ошибаться, для того, чтобы преодолеть барьер. Кажется, в этом что-то есть.

Я задал Маркусу большое количество профессиональных вопросов (раз уж СТАРШИЙ методист!). Сначала назывались клишированные термины типа “коммуникативная методика” и “погружение”. Я попросил Маркуса пояснить аудитории Schoolrate ЧТО скрывается за данными понятиями, большей частью являющиеся маркетинговыми штампами.

В итоге для себя сформулировал следующие принципы этого образовательного метода:

  1. предоставление избыточной информации учащимся
  2. создание комфортной для психики коммуникационной среды 
  3. попытка создания замкнутой языковой среды
  4. фокусирование на “запуске процессов” в голове, а не на вырабатывании навыков через многократное повторение.

Заметьте, ни к одному из тезисов выше я бы не применил ни положительной, ни отрицательной характеристики.

Продукт

Сам продукт предлагает следующее:
8 дней пребывания на территории дома отдыха в Подмосковье. 128 академических часов занятий, из которых:

  • 76 часов - занятия по речи (игры, практическая грамматика, клубы, дискуссии, командные презентации)
  • 14 часов - занятия самостоятельно за компьютером на языковом тренажере (методисты школы используют методику советских ученых для максимального насыщения лексической и фразеологической базы. Таким способом раньше учили летчиков, разведчиков и космонавтов)
  • 38 часов - разные активности на английском языке уже без строгой привязки к структуре урока.

Могу подтвердить, что учащиеся использовали английский даже в общении между собой. Думаю, не так просто добиться такого - чтобы даже без надзора тренера люди прикладывали усилия и строили коммуникацию на языке, который не является родным, и на котором свободно не говорят.

В начале программы и в конце проводится тестирование. Конечно, тест не является отражением свободы речи, но все-таки для человека нужна опора - стал он лучше в плане знаний языка или нет.

За неделю учащиеся успевают пройти 4-6 тем. Много это или мало? Зависит от задачи. В принципе, методика и не заявляет, что человек прямо “выучит” все 100% информации и выйдет вдруг близким к носителю английского владельцем речевых навыков. Маркус сказал, что объективно программа рассчитана на то, что человек “заберет с собой” 20-30% знаний” . Для понимания в цифрах: в курсе предъявляется 5000 слов, то есть человек забирает себе в актив примерно 1000-1500 из них. Объясняется это тем, что от избыточного количества нового в голове останется то, что находится в зоне ближайшего развития и то, что запомнилось эмоционально, и у каждого это свои 1000-1500.

Как итог диалога я бы выделил основные задачи, которые люди с высокой вероятностью СМОГУТ решить с помощью этой программы, а какие НЕ СМОГУТ.

ЗАПРОСЫ, КОТОРЫМ ОТВЕЧАЕТ ПРОГРАММА:

  1. раскрепощение, преодоление страхов высказывания
  2. получение значительного количества новой информации, часть из которой останется в пассиве, а часть выйдет в актив активация пассивных знаний и навыков
  3. переключение с привычной рутины, освежение сознания
  4. отдых
  5. геймификация обучения

ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ ЭТА ПРОГРАММА СКОРЕЕ ВСЕГО НЕ РЕШИТ:

  1. развитие речевого аппарата, чтобы было удобно и приятно говорить (фонетическая работа “вдолгую”)
  2. темп и слитность речи (фонетическая работа “вдолгую”)
  3. произношение (на отработку тут просто нет времени, т.к. период короткий)
  4. выработка навыка использования правильных грамматических конструкций (в курсе достаточно много работы с языковым тренажером над структурой грамматики, я не застал, так как присутствовал только на финальном дне. Усвоение грамматических конструкций происходит эмпирическим путем, т.е. на практике, кому-то заходит, кому-то можно быть сложновато, здесь все индивидуально, ну и времени нет очень много, чтобы полностью улеглось)
  5. длительный результат (оговорюсь, что чем выше у вас уровень, тем дольше сохраняется эффект, говоря по-простому, добавить всегда проще, чем строить с нуля, плюс организаторы утверждают, что какое-то время после курса “всплывает пассив”)

Нисколько не умаляя труд организаторов и тренеров хочется донести читателю, что за неделю никто в здравом уме не пообещает вам долгосрочного чуда. Будет хороший толчок, мотивация, активация. Впрыск ускорителя. Но как и любой “пуш”, он нужен прежде всего, чтобы дальше было проще зайти уже в спокойный регулярный режим занятий и поддержания равномерной динамики развития.

Проще говоря - неделя даст сильный старт. Но дальше, если хочется поддерживать и развиваться, все равно придется выделять ресурсы для периодических занятий. Если, конечно, нет жизненных условий для естественного ежедневного использования языка.

Формирование и адаптация группы

Группа / поток - 24 человека. Они делятся на 4 группы в соответствии с уровнем владения английским. Группы могут быть разного количества человек. Организационно это просто гениальный ход. Потому что вечно школы стоят меж двух огней: прицельно подбирать человеку группу соответствующего уровня или укомплектовать имеющиеся группы как-нибудь.

Перед тренингом всех участников тестируют и распределяют по группам, Иногда в первые пару дней возможен перевод в другую группу, если вдруг происходит корректировка уровня в потоке elementary, pre-intermediate, intermediate и upper. На 24 человека было 5 тренера. Соответственно, если группа более 8 человек, то с этой группой работают 2 тренера.

Бывают ли в группах люди с более слабым английским?
Конечно, бывают. Как и везде.

В одной из 4х групп, занятие которых я посетил на этом выезде, мужчина откровенно выпадал из канвы группы (4 человека), из-за большого количества информации у кого-то бывают дни “торможения”, так случается. Но поскольку это проживание маленькой жизни разных людей на одной территории, как-то люди принимают друг друга, а тренеры стараются методическими инстурментами сбалансировать разницу уровней.

Важно понимать, что в целом возможность разделить людей на группы по уровню ПОСЛЕ пробного дня коммуникации, это очень удобно. Кроме того, можно сделать переход в другую группу при острой необходимости в процессе обучения.

Площадка и комфорт

Дом отдыха имеет несколько корпусов и большую территорию. Ландшафтно территория довольно ухоженная, сами корпуса комфортные, но это не 5 звезд с годовалым ремонтом и дизайнерскими интерьерами. Это просто нужно понимать.

Я считаю, что площадка для такого выезда отличная, т.к. наверняка у организаторов есть специальные условия, которые позволяют не раздуть цену за продукт (извините, тут и проживание, и питание 3 раза, залы для обучения каждой группы и компьютерный класс + оплата пребывания и фактически круглосуточной ответственности тренеров). Заявленная за все это цена, как мне кажется, просто откровенно низкая. Но если поставить выше, понятно, что людям это станет менее доступно.

Так что сочетание комфорта, содержания программы и цены сбалансированное.
Кроме того, попробуй еще найди такую площадку, чтобы в ней было все необходимое:

  • номера
  • несколько аудиторий для занятий и конференций
  • ландшафтная территория
  • зона питания не за космические деньги, а просто для жизни в пределах Московской области
  • за адекватные деньги

Организаторы и тренеры

Вот тут хочу поставить много сердечек, потому что состав сотрудников - молодые и живые ребята. Плохого языка не слышал ни у кого. Самое главное - они в том возрасте и состоянии, когда им НЕ ВСЕ РАВНО, и они еще НЕ УСТАЛИ.

Если бы вы знали, какая это редкость среди преподавателей, которые остались в профессии. Не все равно многим, наверное, но степень безразличия к качеству своей работы напрямую связана с выгоранием.

Педагог просто вынужден защитить себя, чтобы не свалиться в депрессию от опустошения, таким образом он начинает отдавать “чуть меньше себя”, чуть меньше готовиться к занятиям, иногда не вслушиваться в учащихся.

У любого человека есть режим самосохранения, который включается произвольно, когда предел уже близок. Защитные механизмы.

Все это происходит из-за конфликта интересов в основе понятия “коммерческое образование”. Преподаватели обычно получают почасовку. Следовательно, чем больше часов они наберут, тем больше заработок, жить получше хочется всем.

В Свободе Слова есть элемент фиксированной оплаты тренеру. Может, поэтому ребята живые, активные и правда думают о продукте, придумывают новые активности, улучшают пространство, дорабатывают систему.

Просто потому что они не могут иначе. Это их жизнь тоже.

В силу пока не такого большого опыта, мне кажется, ребятам было бы здорово получать фрагментарное наставничество от внешних специалистов по профилю преподавания и методик. Маркус открыто мне сказал, что был бы этому рад. Это лишний раз говорит о пытливости и живости ума.

В общем, могу пожелать удачи команде, с которой я познакомился (5 человек), а читателям, принимающим решение, ехать или нет - как минимум от таких тренеров можно подзарядиться силами, что сегодня большая редкость.

Цены

Тут все коротко. Под ключ цена 164 000 р. - все 8 дней с питанием, проживанием, занятиями и раздаточными материалами. Система лояльности и скидок тоже есть. Но я бы акцентировал, что одна неделя, например, в Турции или Египте встанет в бОльшие деньги, а сопровождение и обучение вас там никто делать не будет. В лучшем случае массовая анимация порой сомнительного уровня.

Некорректно сравнивать отдых и обучение, но для людей это сравнение может быть более понятным. Не нужно сравнивать курсы английского за 15 000р. в месяц 2 раза в неделю и выездной интенсив.

Возможно, это доступно не всем. Но с другой стороны - если вы поставили перед собой одну из описанных выше задач, то другой цены за решение и не будет.

Если кажется, что проще платить 15 000 р. за групповой английский в месяц 2 раза в неделю, для более менее похожего эффекта потребуется минимум год. Это будет даже чуть больше 160 000р., так? Кроме того, регулярные занятия низкой частотности - это поддержание имеющегося состояния языка. Это не прорыв, если только человек не самоорганизован заниматься дополнительно каждый день.

Выводы: что понравилось, а что смутило

Мне понравился продукт, понравилось отношение людей - как гостей, так и организаторов. Я могу так написать довольно редко. Обычно либо продукт неплох, но проблемы с кадрами, либо люди хороши, а сама структура образовательного продукта может вызывать сомнения.

  • Мне очень импонировало то, как тренеры подошли к оформлению пространства: на стенах в аудиториях ник-неймы участников и характеристики этих людей на английском. Даже на скатертях полезные надписи на английском, как попросить кофе или пожелать приятного аппетита. Детали - это ведь отражение истинного отношения организаторов.
  • грамматические конструкции, которые изучаются в программе
  • интересные фразы
  • общение людей между собой на английском (кто как может, но ведь стараются..) 

Смутило или вызвало сомнения:

  • Упражнения на онлайн-платформе в основном переводные (английский - русский и наоборот). Повторений много, есть возможность видеть свой прогресс в личном кабинете (сколько выучено слов и фраз). По информации школы, система выстроена таким образом, что в языковом тренажере есть большой потенциал нарастить пассивную словарную базу, данная методика запатентована в 16 странах мира. Переводные слова, фразы, предложения могут быть частью учебного процесса, но только лишь небольшой частью. В данном случае нужно смотреть продукт комплексно, чтобы понимать значение данного тренажера. Однозначно утверждать, что это недоработка методистов, мы не можем, назовем это особенностью, которую при коммуникации с менеджером школы можно еще раз подробно обсудить. В отрыве от общей картины обсуждать платформу сложно.
  • Нет фонетического аспекта. Фонетика представлена только косвенно через языковой тренажер при прослушивании песен вместе с певцами, при этом нет записи или контроля корректного произношения учащегося. Многие люди думают, что они не могут хорошо говорить на английском, потому что им мало грамматики или мало словарного запаса. По своему опыту говорю, что в 90% случаев это не так. Для бытового общения теоретический запас нужен достаточно небольшой. Куда важнее слитность речи, подача, верная постановка звуков, интонирование, отработка клише, чтобы человеку просто было УДОБНО, и он не избегал высказываний от личного дискомфорта.

Не знаю, адекватные ли ожидания людей от эффекта этих восьми дней. Тут вопрос к маркетингу. Школа готовит не лингвистов, а людей, которым нужен язык как прикладной инструмент. Если в публичном поле и на собеседованиях Свобода Слова не заявляет, что человек заговорит на английском с нуля, то все в порядке.

Назад к списку мнений