В начале учебного года формируются группы в языковых школах, и, как правило, продолжают заниматься в таком составе до конца курса.
Это классический вариант. Мы задались вопросом – всегда ли это хорошо с точки зрения эффективности? И в каких случаях можно сделать изучение языка более успешным, используя группы как инструмент?
Опыт школ с нестандартными группами
Мы решили опираться на опыт школ, которые нестандартно подходят к формированию групп (в нашем случае это будет онлайн-школа языков ЖиШи), и задали пару вопросов, о том, как можно использовать группы, чтобы усилить результаты учеников.
Когда перевод ученика в другую группу эффективен?
К.: Вы писали о том, что в ЖиШи группы не статичны, что это значит?
ЖиШи.: Это значит, что сформированные в начале учебного года группы не обязательно останутся в прежнем составе до конца курса. Группа и обучение языку – это живой процесс, а значит, кто-то очень быстро усваивает информацию, а кому-то нужно чуть больше внимания. Причём через некоторое время в силу разных причин ситуация может поменяться, например, благодаря усидчивости и регулярным занятиям тот, у кого были сложности, вырывается вперёд, а ребёнок, который схватывал всё на лету, может что-то упустить. Но если в группе появился устойчивый лидер, который с лёгкостью справляется с заданиями, готов обсудить любой вопрос и почти не прилагает усилий, потому что и так всё успевает, мы переводим этого ребёнка в другую группу, где он окажется «в середине» по уровню.
К.: Для чего это делается и как влияет на обучение?
ЖиШи: Ученик, как правило, стремится вновь занять позиции лидера в новой группе. Таким образом, он снова начинает активно расти, двигаясь к более высокому уровню, заданному новой группой, и существенно увеличивает и свою мотивацию, и скорость освоения материала, а всё это непосредственно влияет на уровень языка.
К.: А как это влияет на группу?
ЖиШи: Мы бы рассмотрели даже не группу, а группы.
- Первая – это «предыдущая» группа, из которой ребёнок-лидер «выпустился». В ней снова усиливается групповая динамика, поскольку место лидера освободилось, дети начинают ярче проявляться, появляется больше активности, и постепенно появляется новый лидер.
- Вторая – новая группа, в которую ребёнок перешёл. Здесь тоже возрастает интерес, поскольку новый человек в коллектив всегда приносит что-то новое, как-то влияет. И здесь тоже начинаются определённые внутренние движения – знакомство, взаимный интерес и (опять же) – некое соревнование за место лидера в хорошем, учебном смысле.
Задача учителя здесь – максимально комфортно «ввести» нового ученика в группу, создать командные, дружеские отношения, взаимоподдержку и мотивацию.
Случаи, когда не стоит делить группу
К.: Есть ли какие-то случаи, когда вы не применяете этот подход?
ЖиШи: Конечно, ведь всё индивидуально, и при переводе в новую группу надо учитывать множество факторов. Не во всех случаях описанная система будет лучшим вариантом. Например, если в группе созданы такие командные отношения, в которых обеспечивается рост каждого участника, и лидер занимает гармоничную позицию помощника для группы, продолжая сам активно развиваться.
Подводя итоги, можем сказать, что если грамотно и со знанием использовать законы групповой динамики, то можно значительно увеличить как эффективность занятий, так и вовлечённость учеников в процесс.
Наше резюме. Для повышения эффективности занятий:
- можно и нужно использовать законы групповой динамики;
- дети с лидерскими качествами будут расти быстрее, если им есть, за кем стремиться;
- часто бывает эффективной практика перевода лидера в более сильную группу;
- это полезно не только для ученика, но и для новой и предыдущей групп.
Статья подготовлена Администрацией онлайн-школы ЖиШи