Трудности в освоении иностранного языка и закрытость спецслужб породили множество легенд об используемых ими методах обучения. В действительности обучение английскому языку детей и взрослых по методике ЦРУ применяется во множестве школ, но обучающиеся об этом не догадываются.
Метод спецслужб: мифы и реальность
О способах преподавания иностранного языка в школах КГБ до сих пор известно немного. Еще в прошлом веке в прессу попал метод Шлимана. Однако ничего сенсационного он в себе не содержит. ЦРУ 3 года назад, в 2017 году, опубликовала рассекреченные в 1995 г. данные. Гласности предано 13 млн. страниц. Это старые, используемый в 1940-90 гг. методики. Разумеется, не вся информация открыта. Многое и сегодня составляет государственную тайну и официально не публикуется. Однако из неофициальных источников известно также немало.
Методы КГБ
Подавляющая часть информации об используемых в школах и на курсах КГБ методиках преподавания не более чем мифы, которые легко опровергнуть. Среди наиболее известных:
Закрытые деревни, заселенные носителями языка
Общение с носителями всячески приветствуется во всех программах обучения. Однако оно не может заменить хорошей базовой теоретической подготовки. Кроме того, продуктивным можно считать прежде всего общение в требуемом профессиональном и социальном кругу. Проще говоря, уроки английского для школьника от гувернантки из Британии, как это часто случалось в дворянских семьях Российской Империи, еще могут быть полезны. Так как общение с носителем в детском возрасте делает язык вторым родным. А вот для взрослых от такой практики пользы не очень много, хотя она, несомненно, есть.
Внушение под гипнозом, позволяющее осознать себя как носителя языка
Данная методика также признана малоэффективной, кроме того, небезопасной. Использовать гипноз нельзя в отношении людей с сердечно-сосудистыми, психическими и многими другими заболеваниями. Он может причинить ощутимый вред, а вот эффективность передачи знаний таким способом не доказана, хотя проведено множество экспериментов.
Методы нейролингвистического программирования, в т.ч. использование 25 кадра
Данных о том, использовалась ли методика в действительности, нет. Однако в практике обучения английскому языку школьников и взрослых она не используется вследствие ее малой эффективности.
Попавший в прессу метод Шлимана содержит рекомендации, суть которых можно свести к необходимости регулярных усердных занятий с хорошим преподавателем. Следуя методике, обучающийся должен много разговаривать на английском, подражая речи носителей, не обязательно понимая смысл слов, а также читать и писать. Написанные тексты следует отдавать на проверку педагогу для исправления ошибок.
Как видим, нет смысла искать чудодейственные способы и методики. Без хорошей теоретической базы, они не работают. Однако вызубрить английский тоже нельзя. Заучивание слов в больших количествах не позволяет овладеть языком. Наиболее эффективным способом признано групповые курсы английского для малышей и взрослых. Именно так обучают иностранному агентов ЦРУ. Разумеется, занятия в группах по 20-30 человек вместе не позволяет педагогу уделить должное количество внимания каждому. Однако индивидуальные уроки также обоснованно признаны менее эффективными, чем групповые.
Метод ЦРУ
Используемый языковой школой метод можно охарактеризовать как: интенсивные занятия с педагогом-носителем в условиях плотного всестороннего контакта с изучаемым иностранным языком. На сегодняшний день эта методика преподавания иностранного языка, в т.ч. английского для взрослых с нуля, признана наиболее действенной. Но на практике ее не всегда используют в самом начале учебного процесса по причине дороговизны.
Рассекретившая данные об учебном процессе языковая разведшкола ЦРУ, занимается с обучающимися по следующей методике:
- Ежедневные занятия с педагогом по 4-6 часов в день.
- Привлечение разных педагогов-носителей с разными акцентами.
- Глубокое погружение в культуру страны.
- Обучение в небольших группах от 3 до 6 человек.
- Упор на разговорную практику.
- Обязательное самостоятельное обучение в свободное от занятий время, как правило, это аудирование.
- Премирование наиболее успешных учеников для стимулирования.
Как видим, американские педагоги не используют никаких загадочных методик. Специалисты понимают, что простое обучения не позволит агенту сойти за носителя языка. Акцент и незнание многих культурных особенностей все равно подведут.
На практике длительное проживание в стране носителей английского позволяет освоить культуру и избавиться от акцента, но на это уходят десятилетия, причем получается не у всех. Значительная часть иноязычных, переехав в Нью-Йорк или Лондон на всю жизнь сохраняет свой русский акцент.
Правила, позволяющие овладеть английским языком
Используя собственный опыт преподавания английского для взрослых, отзывы учащихся и наработки спецслужб, наиболее успешные прогрессивные педагоги рекомендуют руководствоваться следующими правилами:
Освоение теоретической базы
Без углубленного изучения правил ничего не выйдет. Нельзя выучить язык, просто заучивая слова, - языком можно только овладеть. Овладеть языком можно только в результате регулярных занятий и практики. Занятия с педагогом. Самостоятельное обучение должно дополнять учебу в школе, но не заменять ее. Освоить язык без привлечения лингвиста на уровень более высокий, чем тот, которым владеет малограмотный носитель, нельзя. Поэтому приложения для изучения английского языка целесообразно использовать для закрепления знаний после занятий, но не вместо них. Причем первые шаги следует делать с педагогом, хорошо знающим в первую очередь русский язык, и только по мере освоения усложнять задачу, подключая носителя.
Постоянное преодоление новых рубежей
Регулярная тренировка - это обязательное, но недостаточное условие. Нет большого смысла в ежедневном чтении или заучивании новых слов. Если не расширять существующие горизонты, все усилия позволят лишь поддержать существующий уровень: "кое-как, хромая, с костылем в виде словаря".
Ничего особенного в методиках спецслужб нет. Настойчивость, последовательность и постоянное расширение границ возможного позволяет шаг за шагом освоить английский.