За последнее время интенсивное обучение обросло таким количеством мифов, сказок и домыслов, что уже «за деревьями леса не видно», и мало кто может дать серьезное научное объяснение того, что же такое интенсив.
Мы разоблачаем «мифы» с доктором педагогических наук, заслуженным профессором МГУ, академиком Международной академии наук Высшей школы, автором метода «активизации возможностей личности и коллектива», президентом центра интенсивного обучения иностранным языкам «Школа Китайгородской» Галиной Александровной Китайгородской.
МИФ ПЕРВЫЙ: Интенсивное обучение всегда краткосрочное, а язык нужно учить долго…
Интенсивное обучение довольно часто представляют как нечто укороченное и упрощенное. Это в корне неверно. Термин происходит от латинского «intensio», что означает напряжение, то есть активность в единицу времени. Таким образом, суть, пружина нашего Метода интенсивного обучения – в динамизме, насыщенности языковым материалом, активности взаимодействия учащихся с преподавателем и между собой. Метод позволяет активизировать как психические процессы (память, восприятие, мышление, воображение), так и эмоциональные ресурсы личности, благодаря чему высвобождается колоссальная творческая энергия, и результаты такого обучения впечатляют даже скептиков. Конечно, это становится возможным лишь при особой форме организации занятий, при наличии специально разработанного учебного материала (авторских учебников) и подготовленных преподавателях.
Несомненно, высокая концентрация учебных часов также является важной составляющей системы интенсивного обучения, в нашей Школе, например, это занятия 3 раза в неделю по 5 академ. часов. Именно такая концентрированность во времени и материале обеспечивает погружение в живую речь и активизацию познавательных процессов – памяти, восприятию и мышлению тоже нужно время, чтобы «раскрутить мотор». Короткие сроки обучения – это насущная потребность в современном мире, но тем важнее грамотная профессиональная организация интенсивного обучения.
МИФ ВТОРОЙ: Интенсивное обучение иностранным языкам – это когда вообще не учат грамматике
Чем нелепее миф, тем короче аргументация для его опровержения. То, что в интенсиве не учат грамматике, – это нонсенс. Проблема лишь в том, когда и как учат. Действительно, на уровне обыденного сознания существует устойчивый стереотип: обучение всегда должно начинаться с изучения грамматических правил. Сначала эти правила объясняют, записывают, потом зазубривают, а что с ними делать потом, знают далеко не всегда. Поэтому, обучаясь годами в школах и ВУЗах, люди общаться, как правило, не умеют. В интенсивном же курсе грамматика предстает в очень хорошей «упаковке», причем на этой красивой и элегантной упаковке не написано слово «грамматика». Это другая модель познания: сначала обучение речи, потом анализ уже знакомых в опыте употребления языковых явлений, а уже затем речь на другом уровне - уровне понимания языковых явлений. Таким образом, общение опережает изучение грамматики, что соответствует естественной модели освоения языка (примерно так дети изучают родной язык).
МИФ ТРЕТИЙ: Интенсив – это несерьезно: взрослые люди все время играют на занятиях, нормально выучить язык так нельзя
«Что наша жизнь? Игра!» Но игры могут быть разными. Да, мы используем богатую палитру лексических, грамматических, фонетических игр - все это позволяет намного легче и быстрее запоминать и анализировать языковой материал, делать уроки яркими, а работу с языком увлекательной и эффективной. Но то, что происходит на занятиях – это не игра, а настоящая жизнь во всех ее проявлениях. Наши ученики знакомятся, путешествуют, ходят в рестораны, театры, посещают необычные выставки, ведут переговоры, делают презентации, решают проблемы, – все, как в жизни. А чтобы сделать эту жизнь еще более интересной и насыщенной, а также, чтобы решить несколько важнейших психологических и методических задач, каждый человек, пришедший в группу, получает роль-легенду – это ведь тоже своего рода игра! И это прекрасная возможность отвлечься от будней и вечных проблем и стать на некоторое время Кристиной – балериной из Аргентины или, например, Чаком Лаки – каскадером из Кентаки. Неважно, есть у слушателей актерские способности или нет, ведь роль-маска позволяет снять психологический барьер, убрать страх ошибки.
МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ: С нуля выучить язык в формате группового интенсива нельзя
Как раз наоборот! Именно изучая «с нуля» можно добиться впечатляющих результатов. Ведь такой слушатель, как чистый лист – ни застарелых ошибок, ни неправильного произношения. Он будет говорить так, как мы его научим. И тут на помощь приходит наша система обучения – мы погружаем человека в процесс общения с первой минуты первого занятия, он запоминает не отдельные слова и выражения, вырванные из контекста, а целые фразы, коммуникативные блоки. И затем, прорабатывая эти блоки, комбинируя их, он начинает довольно бегло общаться в различных ситуациях. И концентрация часов, активность на занятиях, которую мы обеспечиваем при интенсивном обучении, конечно, играют огромную роль в том, чтобы ученик смог начать общаться на языке максимально быстро.
МИФ ПЯТЫЙ: Интенсив – это слишком много людей в группе. При индивидуальном обучении получаешь больше внимания, а в группе легко затеряться
Если группа работает традиционным путем, то правда, чем меньше – тем лучше. Если же целью обучения является общение, то затеряться в группе просто невозможно. Группа – это не сумма отдельных людей, ее составляющих. Здесь возникает качественно новый уровень взаимодействия между людьми, который способствует проявлению каждым участником себя как личности. В ситуациях постоянной смены партнеров и их количества (работая в парах, в тройках и т.д.) члены группы учатся слушать и слышать друг друга, правильно запрашивать информацию, доказательно и уважительно аргументировать свое решение, принимать чужое мнение. Не говоря уж о том, что мы тем самым легко обеспечиваем повторяемость нужных фраз: ну, сколько раз вы можете познакомиться, работая один на один с преподавателем? Пару раз максимум. А в группе из 12 человек? Ответ очевиден.
Несмотря на все вышесказанное, допускаю, что интенсивный формат обучения подходит не всем. Многое зависит от целей и задач, от психологических особенностей и личностных характеристик учащегося. Если человеку необходимо быстро научиться общаться на иностранных языках, преодолеть «языковой ступор», погрузиться в языковую среду, поверить в свои возможности и способности – мы с радостью поможем и за 2 месяца докажем, что можно выйти на уровень B1 с нуля. Но при этом мы полностью признаем за людьми право хотеть и любить учиться традиционным путем, размеренно и понемногу – почему нет? Человек должен сам расставить для себя приоритеты.
В завершение хочу сказать, что благодаря Методу активизации мы создаем позитивное творческое пространство, в котором хочется жить, играть, учиться и в которое всегда приятно возвращаться. Мы знаем, что каждый наш слушатель – личность уникальная. Наш девиз «Дерзайте! Вы талантливы!». И это действительно так – мы доказываем это уже несколько десятков лет.
Статья подготовлена методическим отделом "Школы Китайгородской".