Не секрет, что для подростков обучение - это настоящий вызов. Ведь, помимо учебы, в этом возрасте их волнует множество проблем - будущее, отношения со сверстниками, поиски своего места в жизни и попытки понять себя и окружающих. Преподаватели, в свою очередь, ставят перед собой вопросы: как сделать обучение интересным для этой возрастной группы? Как добиться максимальных результатов? Как построить доверительные отношения со студентами?
К счастью, изучение иностранных языков - как раз та область, где легче всего найти ответы на эти вопросы.
Иностранный язык - это живая материя, которая требует личностного подхода от преподавателей и большой степени вовлеченности от студентов. Занятия по этому предмету поощряют самовыражение - а это именно то, что так необходимо подросткам. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам предполагает, что их энергия будет не подавляться, а направляться в правильное русло.
Прежде всего, большое значение имеет выбор учебных пособий. Признанными лидерами в этой области являются британские издательства Pearson Longman, Oxford University Press и Cambridge University Press. Конкретный учебник подбирается для каждого уровня с учетом его возрастных особенностей. Например, в популярном учебнике для подростков "Challenges" молодые люди найдут темы и вопросы, которые волнуют, смешат и затрагивают их лично: социальные сети, компьютерные игры, развитие технологий, жизнь звезд, молодежные субкультуры. Традиционные темы, такие как семья, спорт, школа, путешествия, также представлены в увлекательной форме.
Поскольку учебник написан согласно коммуникативному подходу - "обучение через общение" - студентам предлагается не только читать статьи, делать упражнения, слушать истории и смотреть видео - но и, в первую очередь, высказывать свою позицию по самым разным темам. Для подростков ведь особенно важно, когда их могут выслушать.
А где же грамматика, спросите вы? Конечно, без нее не обойтись - это скелет, на который нарастает живая плоть языка. И, чтобы "организм" языка развивался гармонично, грамматические правила даются в связке с лексикой и текущими темами, они "спрятаны" внутри уроков.
Еще одним аспектом успешного обучения подростков является мотивация. В подростковых группах преподавателей в первую очередь волнует вопрос, каким образом сочетать свободу самовыражения с четкой дисциплиной, как сделать так, чтобы студенты научились понимать свободу на уроке как творчество на изучаемом языке. Этому вопросу посвящено множество дискуссий и исследований, так как поддержание постоянно высокого уровня мотивации в подростковых группах является одной из постоянных задач любого преподавателя.
И, наконец, большую роль в эффективном обучении играет личностный подход. Преимущество языковых курсов в том, что здесь есть возможность уделить время и внимание как каждому ученику, так и всей группе в целом как живому, развивающемуся единству. Ведь студентам любого возраста важно, чтобы преподаватель помнил об их предпочтениях, ошибках, хобби и особенностях характера – тогда психологическая атмосфера на уроке будет комфортной, а работа на уроке превращается в процесс взаимного обогащения и обмена мнениями, преподаватель становится частью группы.
Таким образом, за счет сочетания современных учебных пособий, постоянной работы преподавателей над новыми методиками и внимательного отношения к каждому ученику, становится возможным добиваться в подростковых группах высоких результатов.
В конце концов, каждый из нас - считая преподавателей - помнит, как это трудно: быть подростком.
Высшие курсы иностранного языка при Московском институте лингвистики
+7 (495) 120 13 15
8 495 120 13 15