Преподаватель – это призвание. Далеко не каждому удаётся слушать, слышать и вести за собой людей. Уровень владения предметом имеет к этому мало отношения.
Ещё каких-то 30 лет назад преподаватель считался элитой общества наравне с инженерами, врачами и военными. Но Россия пережила очередную революцию. Тогда то и начал эру своего правления «Мистер Хаос». Политический переворот – лишь вершина. «Мистер Хаос» овладел идеологией, системой ценностей и приоритетов. Он перевернул «героев нашего времени».
Лингвистика – одна из самых популярных сегодня специальностей. Конкурс в ВУЗы на лингвистику сумасшедший, и каждый год институты выпускают сотни молодых специалистов с дипломом преподавателя, переводчика или культуролога.
Так почему же в сфере образования мы видим катастрофический спад числа профессионалов, приверженцев своему делу, специалистов, знающих, что они делают и куда ведут своих подопечных?
«Мистер Хаос» занялся, прежде всего, такими сферами, как наука, медицина и образование. Он поселился на всех уровнях. Начало он берёт в школах, где преподаватели часто откровенно ненавидят детей, а дети не обходятся уже без репетиторов по английскому языку, начиная с первого класса (причём, отнюдь не отсталые дети). Родители мужественно выделяют деньги из семейного бюджета на домашнюю школу в дополнение к дневной. Далее в Высших Учебных Заведениях трудится преподавательский состав либо предпенсионно-пенсионного возраста, либо неквалифицированный молодняк, за редким исключением. Общество уже свыклось с мыслью, что учитель – низкооплачиваемая и вредная для здоровья профессия.
Далее, так и не обретя необходимых знаний и навыков, человек нового времени обращается к дополнительному, платному образованию. Мы идём на языковые курсы, укоряя себя: «надо было учиться, когда время было». Мысленно человек уже максимально мотивирован и сознателен в потребности выучить соль необходимый язык. Но даже здесь он встречает сомнительного тренера с очевидно почасовой и тоже невысокой оплатой. Выводы последуют разные: «мне просто не даются языки», или «кругом лохотрон , больше не пойду отдавать свои деньги».
Так почему же, если раньше люди стремились попасть на работу в ВУЗ, то теперь самым престижным для профессионала – лингвиста будет считаться работа в международной компании, где он сможет использовать язык и получать достойные деньги?
Не секрет, что у хорошего тренера всегда есть частные ученики. Он никого не ищет, потому что ищут его. Бесплатное сарафанное радио рекламирует хорошего преподавателя лучше, чем любое рекламное средство.
Картина проста, как ни что иное: частный преподаватель берёт за своё занятие сумму Х. Тарифы приличного репетитора английского языка всем известны, и разнятся от 1500р. до 3000р. Бывает и больше. Преподаватель на курсах или в институте получает от 300 до 600р. в час. Стандартное вознаграждение за двухчасовое занятие на курсах составляет примерно 800р.
Посчитаем по нижнему тарифу.
20 рабочих дней по 1 занятию частно:
20 * 1500р. = 30 000р. (это при том, что весь день свободен, а занято только 2 часа по вечерам в будние дни). Всего 20 занятий в месяц.
20 рабочих дней по 4 урока в день в институте.
20*4*300 = 24 000р. (практически полный рабочий день + отчётность, планёрки, общение с родителями «гениальных» учеников)
Возникает вопрос. Кто работает у нас в школах, на курсах и в университетах? Получается, что в основное массе это учителя, так сказать, низкого спроса. Есть, безусловно, борцы за идею, люди, просто любящие профессию и атмосферу учебного заведения. Но таких всё меньше и меньше. Есть то хочется.
Справедливости ради стоит отметить, что в школе зарплата преподавателя доходит до 50 000р. в Москве
Возвращаясь к вопросу о многочисленных выпускниках лингвистических специальностей стоит отметить, что в рамках сегодняшних материальных ценностей, мало кто хочет работать учителем. Недоходно, а значит, не престижно. Сильные лингвисты идут в компании на стартовые позиции (и их берут благодаря знанию языка), обучают бизнес-процессам той сферы, в которой оперирует компания, и потом выращивают из них специалистов совершенно другой отрасли. Лингвисты и филологи часто идут в большие продажи, логистику, финансы и т.п. Таким образом, страна лишается самых способных и амбициозных представителей профессии преподавателя. А ведь именно они благодаря своим стремлениям могли бы двигать образование на качественно новый уровень.
«Мистер хаос» не дремлет. До тех пор, пока ценность человека будет измеряться уровнем его дохода, а ценность профессионала тем, сколько отчислений он сгенерировал для государственного бюджета, «Мистер Хаос» будет у руля. Не будет перспектив развития общества, рождения новых идей, упорядочивания работы социально первостепенных сфер, таких как уже упомянутые и осквернённые медицина, авиация, производство и образование.