В век глобализации любая молодая и активная команда уделяет особое внимание знанию профессионального английского по ряду причин. От уровня владения сотрудниками английским зависит многое:
Больше стран – больше денег
- получение актуальной информации о развитии отрасли из международных профессиональных источников (сайты, литература, исследования, подкасты, выставки и форумы)
- возможность масштабирования бизнеса на другие страны
- получение зарубежных инвестиций и другое.
Вместе весело шагать…
Также курсы часто используют для улучшения микроклимата в компании и увеличения лояльности сотрудников своему работодателю.
Денег всегда мало, а значит, одними бонусами и повышением зарплат не умаслить и не замотивировать сотрудников. Кроме того, хорошие тренинги по тимбилдингу сегодня стоят дорого.
Курсы английского на территории офиса решают сразу несколько задач:
- Тимбилдинг (на занятиях сотрудники учатся взаимодействовать друг с другом без поправки на субординацию)
- Мотивация сотрудников (человек чувствует собственное профессиональное развитие и свою ценность для компании)
Как не слить бюджет?
В 2019 году первый в России рейтинг языковых курсов SchoolRate провел исследование предложений корпоративных языковых курсов в Москве в рамках одной из номинаций премии «Эксперт года» SchoolRate Award. Из 40 языковых школ, представленных в аналитическом рейтинге, в номинации по корпоративным курсам попали 5 лидеров по параметрам:
- Yes Center
- Alibra School
- EF English First
- Divelang
- Language Link
Интересно, что по 10 показателям, разработанным методистами и специалистами по работе с клиентами SchoolRate, многие именитые курсы получили довольно низкий балл. Посмотрим на результаты:
№1. Кто вас консультирует на старте?
70% языковых курсов реализуют первое общение с корпоративным клиентом силами менеджера по продажам. Немного обескуражил тот факт, что в первичном контакте ни в одной школе не участвуют методисты или педагоги. То есть, продукт вам сразу продает человек, нацеленный только на получение прибыли. Интересы вашей компании в целом ему до … не важны.
Лишь одна организация по данным SchoolRate имеет специальную штатную единицу под названием «Менеджер по корпоративному обучению», и этот сотрудник обязан обладать как компетенциями «продажника», так и глубоким знанием структуры и содержания учебной программы для корпоративных клиентов. Alibra School получила высший балл по этому параметру.
Более того, в 10% случаев тестирование потенциальных учащихся проводится также менеджером по продажам со знанием языка (а не потенциальным преподавателем!). Как протестирует продажник? Конечно, так, чтобы слепить более полные группы и осуществить продажу. Говорить честно о несовместимости учащихся не будет, потому что ему или её с вами не работать. А преподаватель уже пусть разберется.
№2. Можно ли подготовиться к быстрому старту?
Всего 20% языковых курсов готовы предоставить вам стартовые учебные материалы (учебный план, траекторию прогресса) после первого же собеседования.
9% ожидают заключения договора и направляют контактному лицу материалы, по которым сотрудники уже могут немного подготовиться к первому занятию, осознать, что им предстоит. Среди них выгодно смотрится школа Yes Center, которая выделяет корпоративное обучение в важное направление своего бизнеса.
71% школ дают материалы только на 1 занятии, а значит сотрудникам нужно будет сориентироваться и подстроиться под ситуацию на месте.
SchoolRate дал самый высокий балл второй группе.
№3. Как правильно определять уровень?
80% школ пользуется готовыми тестами (печатные или online версии), в которых устная часть не проверяется с целью экономии времени. Ведь устно придется послушать каждого отдельно, а бумажку с тестом можно раздать неограниченному количеству людей. Такое тестирование полностью и абсолютно бесполезно, т.к. в процессе обучения знания и умения учащихся будут выглядеть совсем иначе.
Победитель номинации тестирует сотрудников компаний в 2 этапа: онлайн на собственной платформе, а затем индивидуально устным собеседованием.
12% курсов пришли к тому, что объективным мерилом уровня может являться только третья незаинтересованная сторона. Такие школы включают в стоимость обучения входное тестирование по системе Cambridge Assessment English, либо предлагает учащимся самостоятельно оплатить и пройти такой экзамен. Это, наверное, самая профессиональная версия диагностирования ваших сильных и слабых сторон языка. Ведь это просто знание слов и грамматики. Речь – сложнейшая система взаимосвязей мозга и мышц речевого аппарата.
Тут безусловно круты школы EF English First и Language Link, т.к. они сами являются авторизованными центрами по приёму экзаменов. К ним на «оценку уровня» отправляют из других школ тоже.
№4. Когда за вас снова станут бороться?
Период заключения договора – немаловажный фактор. Уверенная в качестве своей работы школа не лишает компании возможности заключат короткие договора сроком 3-6 месяцев. Таких оказалось около 30%.
Однако, в погоне за стабильными прибылями, а ведь курсы сегодня – это прежде всего бизнес – 58% школ не готовы работать с корпоративными клиентами по договору менее 12 месяцев. Нашелся даже оператор с минимальным сроком договора в 2 года, а по условиям расторгнуть договор можно при ограниченном списке обстоятельств.
Ради справедливости стоит отметить, что оценить результат обучения быстрее, чем за 6 месяцев практически невозможно, поэтому полугодовые договора можно считать также методически обоснованными. Тут Alibra School снова в выгодном свете, потому что и курс, и договор соразмерно рассчитаны на 6 месяцев. Если понравилось и хочется больше, можно повторить.
Менее известные курсы DiveLang среди прочих плюсов также могут похвастаться лояльными условиями сотрудничества с корпоративными клиентами.
№5. Как измеряется прогресс?
Входной тест в той или иной форме есть у всех. А вот контроль работы преподавателя третьим лицом (доп. затраты для школы) есть далеко не у каждого оператора рынка.
72% школ перекладывают ответственность за контроль результатов на плечи преподавателя, который ведет группу. Как мы понимаем, преподаватель в этом случае – заинтересованное лицо. Остается уповать на совесть…
20% школ заявили о контроле результатов академическим директором на стадии завершения оказания услуг по договору. Что ж, неплохо.
Но всего лишь 8% организаций тратятся на промежуточные срезы и выделяют специального «ревизора» каждые 2-3 месяца.
6 школ включают в стоимость договора итоговый экзамен силами Cambridge Assessment English. Если платит компания, для которой увеличение чека будет не таким уж ощутимым, это отличный инструмент объективной оценки, который будет и преподавателя, и учащихся держать в тонусе.
№6. Демо-урок от шоумэна?
В шорт-лист не попали школы, которые промышляют «выписыванием» на пробное занятие харизматичных продажников или звездных преподов. Но такое явление есть. Часто договор заключают уже после пробного урока, на котором главное – очаровать публику. Уточняйте, кто именно приедет в компанию на пробный урок. Если это не ваш потенциальный преподаватель, пробовать нечего.
№7. Тонны бумаги или бесполезные приложения?
В какой форме подаются материалы? 50% номинантов заявили собственные разработанные платформы для обучения, где учащиеся могут выполнять домашние задания, видеть % выполнения и еще много интересной статистики.
70% (то есть, платформодержатели тоже) все-таки используют печатные материалы, при чём, именно в форме копий. А это незаконно. EF English First давно диджитализированные ребята, всё работает удобно и грамотно.
Лидер гонки Alibra School дополнительно к платформе также представил приложение для смартфонов с незатейливыми играми в «английский язык». Это не главный инструмент успеха. Если вы будете играть в карточки хоть круглые сутки, говорить вы не станете. Но в качестве лёгкой напоминалки мозгу о процессе изучения иностранного языка это вполне решение.
№8. А мне то что?
Вопрос о вознаграждении преподавателя вы вряд ли зададите языковым курсам. Информация закрыта. А было бы неплохо знать, за что трудится преподаватель. Если ваш тренер, как белка в колесе, бежит по нескончаемому кругу с почасовой оплатой, надолго его не хватит. Преподаватель – тоже человек. Его тоже нужно мотивировать и поддерживать. Более того, тренер должен быть ресурсом энергии и мотивации для учащихся. Так как же поддерживают курсы своих собственных сотрудников?
Ситуация плачевна
Только 4 школы в принципе дают дополнительные вознаграждения преподавателям за хорошие результаты корпоративных учащихся. Большинство мотивирует преподавателя не на качество, а не продление контракта, на хорошие отношения с учениками. Результат – хоть какой. Лишь бы продлили.
Итого, 3 школы выделяют дополнительный финансовый бонус при высоких результатах независимого тестирования.
1 школа предлагает в виде бонуса курсы повышения квалификации для своих сотрудников.
Прочие операторы охотно «вычитают» за «непродление» обучения корпоративной группой.
Итого, согласно параметрам лидерами по корпоративному обучению английскому в 2019 году в Москве по версии SchoolRate стали DiveLang, Yes Center, абсолютный лидер по удобству взаимодействия и продуманности программ – Alibra School.