Заказать обратный звонок

КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. За и против.

Для начала небольшой экскурс в историю. Коммуникативная методика появилась около пятидесяти лет назад, как противовес традиционному подходу изучения иностранных языков, занимавшему слишком много времени. Первая целевая аудитория - трудовые мигранты из разных стран, которым нужно было овладеть языком на базовом уровне в кратчайшие сроки. Условия изучения языка: полный отрыв от своей родной языковой среды. Таким образом, зародились основные принципы коммуникативного подхода: невозможность использовать родной язык на занятии, внедрение лексики и грамматики путем представления устойчивых конструкций, практика и отработка пройденного через постоянное общение в парах или группах под контролем преподавателя. Действительно, в такой ситуации у Вас просто нет выбора, и волей-неволей заговорить, но придется. В современных международных языковых школах обучение осуществляется по такому же принципу, благодаря интернациональному составу учащихся и преподавателям-носителям языка. Но сможет ли данный метод быть полностью действенным и в условиях, приближенным к родным?

Коммуникативный подход предполагает, что восемьдесят процентов общего времени от урока должно быть посвящено разговорной практике. "Обучение через общение" -вот кредо данной методики. Разговорная практика включает в себя следующие виды деятельности:

- Ролевые игры. В соответствии с заявленной темой, учащимся предлагают представить себя в определенной ситуации и разыграть диалоги или полилоги, используя пройденную лексику или грамматику. Ситуации максимально приближенны к реальности, например: продавец и покупатель, начальник и подчиненный, жилец и арендодатель. Данный вид практики очень хорош для отработки и закрепления навыков спонтанной речи, особенно в бытовых ситуациях, с которыми мы сталкиваемся на регулярной основе.

- Работа в парах. Пожалуй, самый распространенный вид деятельности при обучении по коммуникативной методике. Парная работа направлена на более детальную отработку и закрепление пройденных лексико-грамматических конструкций с целью экономии времени на уроке. Таким образом, Вы и Ваш партнер проговариваете пройденный материал в паре по нескольку раз, что существенно увеличивает возможность запоминания и экономит время группы.

- Групповая работа. Направлена на отработку навыков спонтанного общения в группе в форме дискуссий, споров и обсуждений. Очень хорошо помогает формулировать, выражать и отстаивать собственное мнение на иностранном языке, не затрачивая время на формулировку и прокрутку в голове фразы на родном языке.

- Грамматические игры. Согласно коммуникативной методике, грамматика не должна изучаться вне контекста. Учащийся четко должен осознавать, в каких ситуациях следует использовать те или иные грамматические конструкции. Принцип "сразу в речь" может быть крайне действенным при изучении грамматики, поскольку Вы практикуете изученное без отрыва от контекста и в сравнении с другими конструкциями.

Напомним, что коммуникативная методика подразумевает "погружение" в языковую среду без использования родного языка. Считается, что таким образом учащийся лучше усваивает изученный материал, эффективнее развивает навыки общения и быстрее преодолевает языковой барьер. Сможет ли данный подход быть на сто процентов эффективным в искусственно-созданных условиях? Давайте рассмотрим ситуации, в которых такой формат сможет не сработать.

- В группах для начинающих абсолютный запрет на использование русского языка вызывает скорее недоумение и в некоторых случаях дополнительный стресс для студентов, вызванный недопониманием при объяснении и подаче материала.

- Как уже упоминалось ранее, большая часть занятия посвящена разговорной практике и достаточно большое количество времени уделяется парной работе. Если группа большая, то преподаватель физически не может уделить достаточно внимания каждой паре, в результате чего многие учащиеся чувствуют недостаток внимания. При постоянной парной работе и отсутствии контроля со стороны педагога, Вы просто-напросто повторяете какую-то конструкцию без исправления ошибок и также подвергаетесь риску «подцепить» ошибки Вашего партнера.

- К сожалению, не все люди могут импровизировать или раскрыться перед незнакомым человеком или людьми для парной/групповой работы. У кого-то просто не хватает терпения по нескольку раз проговаривать одно и то же, меняя лишь факты, что неизбежно на начальном уровне. Безусловно, основная задача педагога - превратить рутинный процесс "дриллинга" в нечто увлекательное и предоставить широкий выбор ситуаций и средств, но ни один педагог не сможет развить у учащегося фантазию.

- Отсутствие стимула. Ранее мы выяснили изначальную причину появления коммуникативной методики и её цель. Трудовым мигрантам как-то надо было обустраиваться в незнакомой стране и овладеть языком в кратчайшие сроки. Но всем ли нужно осваивать язык так срочно?

С другой стороны, не стоит недооценивать и преимущества коммуникативного подхода, которые состоят в следующем:

  • Вы сразу начинаете общаться без вводных уроков и экскурсов в историю языка
  • Вы преодолеете языковой барьер быстрее, если будете следовать всем указаниям преподавателя
  • Групповая и парная работа поможет Вам существенно развить и закрепить Ваши коммуникативные навыки
  • Грамматические и лексические конструкции легче заучиваются уже в готовом виде, в котором они представлены в коммуникативной методике. Важно только знать место данной конструкции в предложении
  • Подходит всем, кому необходимо разговориться в короткие сроки

Итак, мы проанализировали преимущества и недостатки коммуникативного подхода и можем с уверенностью выделить группы людей, которым такой метод не позволит достичь желаемого результата:

  • Начинающие в условиях родной страны, имеющие возможность использовать родной язык на уроке.
  • Люди, которые требуют постоянного контроля и внимания со стороны преподавателя.
  • Люди, которые по природе своей стеснительны и не обладают навыками импровизации.

Если же Ваш входящий уровень достаточно высок и Ваша цель - разговориться как можно быстрее, то коммуникативная методика будет очень полезна.

Школа иностранных языков Star Talk, основанная профессиональными преподавателями с фундаментальным лингвистическим образованием, осознает все плюсы и минусы коммуникативной методики и не отказывается от применения более традиционных методов изучения иностранных языков для оттачивания таких навыков, как письмо, понимание текста, использование в речи и на письме активного словаря и грамматики и пр. Здесь взяли самое лучшее от двух подходов, что позволило создать оптимальную комбинацию современных методик и сильной академической базы.

В завершение, хотелось бы добавить, что лучший способ выучить язык состоит в грамотном сочетании различных подходов и методов, как традиционных, так и ультрасовременных.

Удачи Вам в изучении иностранных языков!

Юлия Шмигирилова

Ведущий методист школы иностранных языков Star Talk

www.start2talk.ru

Назад к списку статей

Поделитесь полезной информацией с друзьями: