“Не могу заставить его/ее учиться, ничего не хочет делать вообще, как мы его/ее только не уговаривали и просили ” - именно так звучит один из самых распространенных запросов от родителей, которые приходят к нам в SkyEdge school .
В течение 10 лет один из главных методистов SkyEdge ежедневно проводит по три-четыре пробных онлайн-урока для совсем непохожих друг на друга, но очень интересных по-своему детей. Вопрос мотивации школьников актуален всегда и почти у всех родителей.
Несколько категорий внутренней мотивации детей:
- Ребята, которые еще никогда не учили английский язык и это их первое занятие - увлечь их проще, отлично вовлекаются в образовательный процесс, стараются и очень позитивно реагируют на улыбки и похвалу, главное - не спугнуть темпом и напором информации!
- “Бывалые школьники”, когда не повезло ни с классом, ни со специалистом и ребенок уже усвоил, что английский язык - это точно скучно и неприятно. Иногда может уйти целый месяц онлайн-уроков на налаживание нормальной здоровой атмосферы на занятии - без лишнего оценивания, завышенных требований, но с поддержкой и уважением к каждому ученику.
- “Разочарованные”, здесь могут быть и закрытые молчуны, и выключенные камеры, и постоянные “форс-мажоры” с отключение звука/камеры/интернета, и частые прогулы уроков, и даже ноги на столе на регулярной основе.
Давайте разберем возможные причины такого поведения у последней группы детей, а главное, как можно помочь нашим детям заниматься с интересом и вдохновением.
Характерное безразличие к урокам английского языка может появится по трем не единственным, но основным причинам:
- ребенку слишком сложно и он/она не понимает что к чему,
- ребенку очень легко и становится скучно,
- ребенок не понимает зачем ему учить язык и где его можно применить.
Перейти на другой уровень изучения английского языка - самое простое решение и очень часто достаточно эффективное. Возможно, изначально был неправильно определен уровень языка, соответственно, некорректно подобрана программа и материалы курса.
Намного сложнее, продемонстрировать контекст использования языка для восьмилетки – то есть сформировать потребность в языке. Чем увлекается ребенок и как ему в этом поможет язык? Какие его личные потребности закроет английский?
Чтоб было понятнее приведем примеры:
- Студентка SkyEdge – подросток, интересующийся ростовыми куклами и нарядами для них. Очевидно, что весь курс и программу на этом хобби не построить, но включить тематическое блоги, видео и тексты на эту тему вполне можно. Как только у девочки появилось понимание, что для общения с международным комьюнити по интересам ей нужен язык, уроки стали проходить в разы продуктивнее.
- Пример с родным языком: в три года человеку уже становится просто необходимо общаться с окружающим миром, чтобы получать то, что он/она хочет. Если мы поставим английский язык в такую же позицию - необходимость, чтобы получить то, что очень хочется, внутренняя мотивация не подведет. Например, дети - спортсмены, которые регулярно участвую в международных сборах и общаются с иностранцами демонстрирует больше интереса к языку, так как английский банально им просто необходим для регулярного общения.
Группа vs Индивидуальные уроки
Спойлер - оба формата обучения эффективны, но имеют свои особенности. Поменять индивидуальные уроки на групповые и наоборот - отличная идея для формирования целей студента, также можно применить как дополнительный стимул заинтересовать ребенка процессом обучения. Но выбирать между группой или индивидуальными уроками, все же лучше, основываясь на личности каждого отдельного ребенка.
To keep story short
Групповые онлайн-занятия английским это:
- атмосфера работа в парах, умение отстаивать свое мнение,
- развитие критического мышления и анализа,
- разнообразие типов заданий и практик на уроке,
- работа в команде и чувство причастности к общему делу,
- здоровая конкуренция,
- экономичность, средняя стоимость урока в мини-группе по России - 370 руб./60 минут
- регулярный график- поможет привыкнуть к постоянным занятиям и пропускать меньше
Индивидуальные онлайн-занятия английским это:
- программа и материалы можно адаптировать под цели и задачи одного конкретного ученика
- темп и уровень контента курса подбирается под одного студента
- легче отменить или перенести урок, согласовать надо только с преподавателем
- больше внимания к ошибкам студента
Теория vs Практика
Иногда, в самом начале обучения студента, некоторые преподаватели слишком увлекаются теорией. Особенно, на этапе правил чтения. Несколько месяцев назад, одна моя коллега - методист с сертификатом DELTA провела в соцсетях эксперимент и начала учить незнакомы ей язык с репетитором по грамматически- переводческому методу, или так, как учат наших детей и учили нас в большинстве общеобразовательных школ. Это помогло понять, что на самом деле чувствуют дети, занимаясь по школьным материалам. На уроке была теория, правила, еще раз правила и теория и много повторения за диктором. Но, к сожалению, не было такого важного аспекта, как ситуативный контекст изучаемой темы. Где, как и зачем мы используем те или иные грамматические конструкции, как эта тема вообще про жизнь ученика? Без контекста ноги положить на стол захочется не только ребенку, но и взрослому. Что, собственно, через три урока и произошло с моей коллегой! Совет: взгляните критически на планы занятий ребенка, вам бы было интересно так учится? Не слишком ли много теории для маленького человека? Реальность урока отвечает повседневным потребностям ребенка? Если ответ нет, то стоит подумать о переменах в формате обучения.
Что мы можем сделать, чтоб увлечь типичного школьника английским?
- Во-первых, показать ребенку где в сфере его интересов лежит английский язык. Любишь динозавров? Смотри какой здоровский канал на ютубе, правда, на английском, но давай попробуем? Уехали на отдых заграницу, попросите его или ее самостоятельно сходить за мороженым! Или попросите помощи в магазине, например, расплатиться на кассе.
- Во-вторых, показать, как изученин языка поможет ему в достижении поставленных задач. Хочешь стать тиктокером? Взгляни на своих сверстников из США, сравни как они это делают, проанализируй их контент, точно будет полезно! А еще вот есть интересный вебинар на заданную тему, есть субтитры, ты справишься.
- В-третьих, показать какие выгоды и «плюшки» у англоговорящего ребенка - международный лагерь, книги и фильмы в оригинале, общение со сверстниками со всего мира (подставить значимое для вашего чада). К сожалению, «плюшка» в виде подарка за хорошие оценки - решение не долгосрочное, а язык за пару месяцев не выучишь, так что лучше искать более стратегические решения.
- В-четвертых, конечно же, убедиться, что на уроках присутствует игровой формат заданий. Особенно для младшей школы. Про важность игры в обучении детей уже столько сказано и исследовано, что нет смысла повторять. Запомните, если на занятиях ребенок веселиться, играет и смеется, то скорее всего все идет отлично.
Приведем пример про элемент игры из своего опыта. Около 5 лет назад в SkyEdge запустили бесплатные онлайн разговорные клубы для школьников. Уже через какое-то время стало понятно, что занятия не идут и детей не цепляет. Решили поменять формат и перезапустить клубы, но уже в игровой форме. Теперь ребята играют в Алиас, Скажи иначе, Мафию, Крокодила и даже в интерактивные настольные игры! Тут и контекст, и сформированная потребность, и игровой формат.