- Отрабатывайте в активной практике вопросы с вопросительными словами (таких слов не так много в языке!), то есть, сначала учим вопросительные слова, потом отвечаем на них кратко, одним словом. Желание отвечать полным ответом, воспроизводя точно лексико-грамматическую структуру вопроса (как учили в начальной школе), превращается в мучительные попытки вспомнить нужные слова и сложить в уме структуру правильной фразы. Кроме того, это неестественно (так говорят роботы!). А ответы «да» и «нет» всегда можно заменить на «согласен», «абсолютно», «я бы так не сказал», «по-разному», «может быть», «обязательно», «не уверен», «без сомнения», «сомневаюсь»…. Совсем не трудно выучить с десяток таких слов.
- Выучите наизусть основные фразы-клише для выражения важнейших коммуникативных намерений. Например, такие фразы, которые помогут согласиться, отказаться, пригласить кого-то куда-то, выразить радость, поздороваться, попрощаться, поздравить...
- Чтобы отработать формы глаголов в разных временах и предложениях (утвердительном, отрицательном и вопросительном), воспользуйтесь грамматическими схемами или таблицами с условными грамматическими символами (их можно представить в форме карточек, которые можно менять местами при замене вопросительной формы на отрицательную). Многократно произносите вслух эти фразы в разных вариациях, сопровождая произносимое действиями, жестами и мимикой.
- Для отработки грамматических форм используйте следующий прием. Выучите наизусть фразу-клише с определенной лексико-грамматической моделью, а затем отработайте ее в многочисленных тренировочных упражнениях с трансформацией: в отрицании, в вопросе, в единственном, /множественном числе, от своего лица и от третьего лица. Наполняйте эту выученную фразу-клише («фразу-скелет») другими словами. Сохраняя структуру, меняйте в ней один какой-нибудь элемент, подставляя все новые и новые слова.
- Не огорчайтесь преждевременно, что Ваш словарный запас не очень большой. Невозможно выучить все слова - ведь даже в своем родном языке вы не знаете всех! Важно научиться объяснять и понимать значение незнакомых слов без перевода. Для этого есть синонимы и антонимы, контекст, объяснение, дефиниции, в конце концов, те же жесты и мимика. А для объяснения можно выучить несколько фраз-клише: «Это нужно для…», «Это похоже на…», «Это противоположность…», «Это (такой-то формы/размера/цвета…)».
- Действуйте по принципу «слышу-понимаю-реагирую». Реагируйте сразу, без промедления. Лучше ответить одним словом, чем долго молчать в ответ. Если вашего собеседника не удовлетворит Ваш ответ, он задаст уточняющий вопрос, и Вы снова на него ответите.
- Помните, что правильное произношение также важно. Фонетические ошибки очень часто ведут к сбою коммуникативного акта из-за непонимания смысла сказанного. Постоянно повторяйте вслух новые слова, четко артикулируйте, стараясь имитировать образцы произношения в записи. Для тренировки звуков используйте скороговорки, стихи и песни.
- Учите все новое, произнося вслух, четко артикулируя. Учите не глазами, а губами! Не просто смотрите на слово, фразу, стараясь запомнить, а многократно громко и четко произносите вслух, тренируйте все выученное в упражнениях на замену элементов, трансформацию и дополнение.
И самое главное! Запомните, что нет волшебного средства, с помощью которого можно без труда выучить иностранный язык. Чтобы научиться ездить на велосипеде, бесполезно учить правила езды и смотреть, как это делают другие. Нужно сесть на него и долго-долго ездить, падая и набивая шишки. То же и в изучении языка – чтобы научиться говорить, нужно говорить!
Говорить, значит практиковать, тренироваться, отрабатывать до автоматизма!
Благодарим ЦО "Интенсив" за подготовку материала.