В последнее время понимание того, что язык важно знать появляется не только у взрослых, но даже и детей. Правда, все еще нередко встречаются ситуации, когда родители нанимают для своего ребенка преподавателя, репетитора, записывают на курсы, но сталкиваются с полным отказом ребенка заниматься. И никакие уговоры, шантаж, угрозы, убеждения не помогают.
Причины отказа ребенка от занятий:
- Во-первых, если у чада наблюдается полное разочарование, отсутствие желания учить язык, то, скорее всего, есть негативный прошлый опыт, не важно с чем он связан.
- Во-вторых, нежелание развивать языковые навыки – возможно, он не понимает, зачем тратить свободное от учебы время, чтобы снова обучаться, да еще и языку.
- В-третьих, ребенок считает, что английский ему совсем не нужен, потому что он не планирует уезжать зарубеж, обучаться там или работать в иностранной компании, следовательно, думает, что ему буквально насильно навязывают предмет, мнение, стиль жизни.
- В четвертых, одна из самых распространенных причин, когда ребенок уверен, что учиться – это скучно. Он рассуждает, что «изучай язык легко и весело» - это маркетинговые разводки, потому что его опыт показывает, что учить язык - не интересно и скучно.
Что делать родителю в такой ситуации? Ведь каждый понимает, что в современных реалиях знание языка – это не прихоть, а скорее необходимость. И очень жаль упускать время – 10 лет школьной жизни, изучая язык некачественно, после чего остаются лишь отрывочные знания.
Как родителю правильно направить ребенка на изучение английского?
- Во-первых, очень тщательно подойти к тому, какие варианты обучения предлагаются ребенку. То есть, не нужно рьяно записывать его на пятьдесят открытых уроков, таскать по всем школам, тем самым можно вызвать лишь еще большее раздражение, но не получить результат. Ребенок сразу будет настроен негативно, а педагоги и школы – не волшебники, нет волшебной палочки, которая бы помогала превратить саботажника в заинтересованного.
Таким образом, первый шаг – внимательно разобраться самому, потратить свое время, в данном случае на подбор хорошей школы. В любой уважающей себя школе есть такая опция, как консультация, куда можно приехать, посмотреть на сам центр, пообщаться с педагогами, методистами, описать ситуацию, и только после этого записать ребенка на тестирование или встречу.
Здесь не говорится об экстремальных случаях, когда ребенок полностью игнорирует просьбы. Речь идет скорее о наличии не самого позитивного опыта, когда попытка записать его сразу везде вызовет лишь отторжение. По словам представителей школы Star Talk, зачастую мама записывает ребенка на занятие без его ведома, а потом чуть ли не со слезами звонит, рассказывает, что не смогла уговорить свое чадо обучаться, извиняется и переносит на следующий раз.
- Во-вторых, понять, в чем основная проблема: некачественно подобранный преподаватель, не правильно выбранная группа или программа, или же учитель в школе создает такие условия, что у ребенка сформировалась ненависть к языку, хотя, на самом деле это могут быть эмоции к педагогу, а не предмету. Как мы знаем, очень многие вещи мы изучаем через проводников, а не сами по себе, тем более иностранные языки, которые основаны на коммуникации и доверии. В данном случае, решением вопроса будет найти правильного преподавателя, и чаще всего в случае России помогает просто смена подхода со строгого, надзорного на дружелюбный, непринужденный. Этого уже достаточно, чтобы ребенок мог перестроиться.
- В-третьих, не менять подход к обучению, а записать ребенка в лагерь, при чем, как выездной, так и городского типа, где активности не похожи на занятия. То есть ребенок занят чем угодно, только не языком, грамматикой и зубрежкой, но все развлечения происходят на английском. Это помогает снять напряжение и показать, что язык нужен в первую очередь для общения, а не для зубрежки набора скучных правил. Опыт преподавательского состава Star Talk демонстрирует, что именно такие развивающие активности помогают разрушить убеждение, что язык – это скучно.
- В-четвертых, попробуйте подобрать группу по возрасту и сходить на пробное занятие, для этого необходимо записать ребенка на тестирование, будь то онлайн или офлайн, выяснить уровень и только после этого идти на пробный урок. То есть, переложить ответственность за выбор программы на ребенка, особенно, если он старше двенадцати лет. Бывает очень важно сделать это! Возможно, отпускать его одного на тестирование, чтобы он сам совершил выбор или чувствовал себя расслабленно. В данном случае, на родителя полетит меньше шишек, если что-то пойдет не так. Бывают случаи, когда дети пятнадцати-шестнадцати лет записываются на обучение самостоятельно, а родители контролируют только по телефону или онлайн.
- В-пятых, важно подобрать формат самих занятий. Если есть негативный опыт обучения в группе, то возможно, ребенок стеснительный и никак не может раскрыться, когда рядом есть другие дети. Тогда лучше выбрать индивидуальный вариант обучения, когда педагог найдет психологический подход и потихоньку начнет снимать зажимы и раскрывать индивидуальный стиль.
Это не просто, но важно снимать барьеры пошагово, понимая, что скорее всего, с первой попытки не удастся сделать удачный выбор. Но если вы сможете выстроить такой пошаговый, дружелюбный подход без давления, то ребенок скажет спасибо, когда в 30-40 лет ему не придется учить язык с нуля.